Тема: Не волнуйтесь – у вас экзамены!

Учащимся 9 и 11 классов.

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». Каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше. Одна из задач учащегося — подготовиться к экзамену морально и психологически, справиться с волнением, чтобы оно в самый ответственный момент не стало причиной более низкой оценки.

В психологической подготовке к экзаменам следует выделить три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

• поведение накануне экзамена,

• поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзамену.

1. Важно заниматься каждый день; в последний день нужно отдохнуть.

2. Внешняя обстановка:

• подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

• составь план подготовки; определи, ты - «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы; определи, что именно сегодня будет изучаться (какие именно разделы и темы будут пройдены). Разбей количество экзаменационных вопросов на количество дней, оставшихся до экзамена. И каждый день повторяй / учи эти несколько билетов.

• начни с самого трудного - с того раздела, который знаешь хуже всего.

• чередуйте занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Важно, обходиться без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если вы хотите работать под музыку, то важно, чтобы это была музыка без слов.

• планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

• новый день начинай с того, что вслух перескажешь то, что выучил вчера. Через определенные промежутки времени, например, через неделю, повторяй то, что было выучено в течение недели.

• перед экзаменом не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене.

• Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Питание: пить воду в достаточном количестве. Вода улучшает проводимость нервных импульсов, а соответственно способствует лучшему усвоению материала, быстроте реакций, повышается умственная активность мозга.

• Морковь со сметаной и ананас – улучшают работу долговременной памяти, а авокадо – кратковременной памяти.

• Орехи, инжир, курага – энергия, кислород, творческая активность.

• Капуста снимает нервозность.

• Черника улучшает кровообращение мозга, клубника и бананы создают ощущение счастья.

Эффективным средством в ситуации стресса является использование способов саморегуляции и мобилизации ресурсов организма.

• Упражнение «Муха». Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что на лицо пытается сесть муха. Попробуйте согнать ее мимикой.

• Упражнение «Лимон». Закройте глаза и представьте что в руке у вас лимон. Попытайтесь выдавить из него сок. Потом другой рукой.

• Упражнение «Сосулька». Представьте себя в виде сосульки. Напрягитесь так, как будто вы заледенелая сосулька, затем сосулька тает.

Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните на минуту что-либо смешное или приятное. После того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы абсолютно ничего не знали. Просто не бывает такого!

На экзамене.

Не забывайте о своем внешнем виде. Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы.

Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание - трудный и сложный процесс. Если материал усвоен вами хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы, всплывать части ответа. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая общими знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно. Все, что вспомните, запишите на черновик для ответов. Возможно, потом припомнится еще что-то, и это запишите тоже. Минут за 20-30 до окончания экзамена перенесите ответы из черновика в бланк ответов.

Успешных экзаменов!