Становление творчески мыслящей личности происходит путем внедрения развивающих методик обучения, включения учащихся в активную исследовательскую работу на основе образовательных стандартов.

Учитывая безграничные возможности детей , убеждена, что проявить и развить их способности можно благодаря общим усилиям педагога и воспитанников, но успех будет только в том случае, когда оба стремятся раскрыть собственные таланты, данные природой, и уровня их творческого потенциала. Главное для меня как учителя – создание благоприятных условий для развития креативных  индивидуальностей, предоставление им глубоких знаний.

Моя цель – увлечь учащихся изучением английского языка, сделать процесс овладения им интересным, доступным, захватывающим и развивающим.

Я уверена, чтобы усвоить языковые навыки, надо изучать не сам язык, а окружающий мир при помощи языка. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или созданной ситуации, к которой он не равнодушен. Деятельность, которая не имеет ценности для учащегося, не должна присутствовать на уроке. Учитель должен знать и помнить: то, что кажется ему важным, может быть лишено смысла для ученика, т.е. внутренний мотив должен опережать и быть спутником в обучении. И только тогда срабатывает принцип: я хочу, я буду, я могу.

Одним из методов, который обогащает значительно учебный процесс, является метод учебных проектов и метод критического мышления. Оба развивают навыки критического мышления, позволяют не только повышать мотивацию обучения, а и формировать будущего гражданина, осмысленно действовать в ситуации жизненного выбора, грамотно ставить собственную цель и достигать ее, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных сферах. Именно поэтому я стараюсь поддерживать любую деятельность, которая развивает умения ученика, их способности и возможности, обращать внимание на основные критерии критического мышления: интерпретацию, анализ, оценку, вывод, объяснения и саморегуляцию. Средствами   английского языка можно и нужно развивать навыки критического мышления детей. Но критическое мышление не является самоцелью. а только лишь инструментом для развития речевых знаний, умений и навыков. Когда ученики работают с какой-то интерактивной информацией, они учатся мыслить, тренируют свои интеллектуальные способности, не замечая, что их инструментом является английский язык. Приобретенные навыки ученики используют для развития собственного творческого потенциала: чем больше они знают и умеют, тем легче им создавать собственные творческие продукты.

         В своей педагогической практике использую модель обучения, где ученик находится в центре обучения. Акцент делается на самостоятельной активной учебной деятельности ученика. Учитель совершает только поддержку этой деятельности ,т.е. обеспечивает материалами и управляет ею, ставя перед учениками проблемы. Но учитель не является исключительным центром обучения, источником знаний и информации. В основу такого образовательного процесса заложено сотрудничество и продуктивное общение учеников, направленное на общее решение проблем, формирование способностей выделять главное. Ставить цель, планировать деятельность, критично размышлять, распределять функции и ответственность, достигать значительных результатов. Результатом обучения становится уже не овладение знаниями, умениями и навыками, а формирование основных компетентностей, которые обеспечивают успех практической деятельности.

Работа с методом проектов предусматривает постановку определенной проблемы и следующее ее раскрытие, решение  с обязательным присутствием идеи и гипотезы решения проблемы, четким планированием действий, распределением ролей, т.е. возможностью задания для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственности участников проекта за свою часть работы, регулярного обсуждения промежуточных этапов и результатов. По-моему, самыми эффективными являются исследовательские, творческие, игровые и ознакомительно-ориентированные проекты.

Для реализации проекта организовываю работу по таким этапам:

  1. Подготовительный
    • Определение цели
    • Обсуждение в группах объема проекта, возможных форм его презентации
    • Распределение обязанностей между членами группы
    • Построение алгоритма действий
    • Пошаговое планирование работы.
  2. Практический/ поисковый
    • Выполнение запланированных шагов
  3. Презентационный
    • Оформление конечных результатов
    • Подготовка и проведение презентации
    • Защита проекта
  4. Контрольный
    • Анализ результатов
    • Корректировка
    • Оценка качества проекта

Характерные для учебных проектов организационные формы работы:

  • Групповое обсуждение, мозговой штурм, круглый стол
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Консультации с руководителем проекта
  • Консультации с экспертами
  • Творческий отчет, защита проекта.

Я получила успешный опыт проведения учебных проектов разнообразной тематической направленности с такими доминирующими содержательными аспектами:

  • Литературное творчество
  • Исследовательские
  • Лингвистические
  • Культурологические (страноведение)
  • Страноведческие (географические и исторические).

В зависимости от ситуации подборка тематики проектов может быть разной. В одних случаях эта тематика может формулироваться авторами учебников, а в других - инициативно выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации профессиональных интересов, желаний и способностей учеников. В третьих – тематика проектов может предлагаться и учениками, которые ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие и прикладные.

Тематика проектов имеет отношение к теоретической части учебной программы и является целью углубления знаний отдельных учеников или дифференцировать процесс обучения. Чаще всего темы проектов касаются конкретного практического вопроса, который является актуальным для реальной жизни. Такие проекты, как «Семь чудес современного мира, какие они?», « Как современный человек использует достижения НТП?», «Что может сделать один человек для улучшения состояния окружающей среды?», «Идеальная школа», «Страна мечтаний», требуют подключение знаний учеников не только по одному предмету, а из разных областей, стимулируют систематическое творческое мышление, использование навыков исследовательской работы. Именно таким образом достигается естественная интеграция знаний.

Сейчас для развития интереса детей к обучению  на уроке недостаточно иметь только один учебник, чтобы овладеть иностранным языком, как средством межкультурного общения на уровне, определенном образовательным стандартом. Приоритетными формами обучения являются интерактивные виды взаимодействия ученика и компьютера, которые должны быть дополнены компьютерной поддержкой, нужна новая современная техника и технология.

Кабинет английского языка оборудован персональным компьютером, телевизором, есть  необходимое программное обеспечение: учебные программы, программы для учителя, которые помогают составить кроссворд, пазл, создать задание с информационным пропуском и т.д., тесты, учебные игры. Использование электронных средств, учитывая потенциал, заложенный в возможностях мультимедийных средств обучения, дает возможность эффективно направлять работу на реализацию современного коммуникативного подхода в изучении иностранных языков. У  ученика развивается самостоятельность мышления, формируется умение делать обобщения, использовать знания с элементами творчества в новых условиях, постоянно находить ответы на вопросы.

Использование мультимедийных уроков способствует развитию памяти, повышению заинтересованности и позитивному отношению к изучению предмета. Современные информационные технологии дают возможность, как контролировать знания учеников, так и использовать их во время изучения нового материала, отработки, тренировки и закреплении материала.

Благодаря созданию необходимых условий для  изучения английского языка и привлечению учащихся к разнообразным формам работы, ученики не только получают глубокие знания и овладевают определенными умениями, но и развивают существенные черты своей личности, а именно креативное мышление, повышают свой творческий потенциал.