Техническая революция и высокая степень занятости работой не оставляют нам возможности уделять достаточного внимания полноценному развитию детей. Компьютеры, телевизоры, приставки, планшеты и многое другое заменяют и даже отнимают родителей и ребенка друг у друга. Как же в наше время воспитывать детей?
Социально-психологическое развитие ребенка происходит непрерывно, каждый год его детства. В течение всего этого времени он усваивает социальный опыт, ценности и установки. Очень важно помнить, что именно в детстве происходит формирование психических процессов, развитие интеллектуальных возможностей и социальное становление.
А то, какой личностью станет ваш ребенок, полностью зависит от вас и его окружения. Ребенок принимает те нормы и ценности, которые преобладают в вашей семье, и в последующем перерабатывает их, изменяет и приспосабливает к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям.
Но, кроме всестороннего развития своего чада, вы должны помнить, что общение между вами – это краеугольный камень взаимодействия ребенка с вами и миром. Так как в наше динамичное время родители слишком мало уделяют времени своим детям, то пусть эти крохи внимания будут хотя бы качественными.
Итак, что же нужно знать занятым родителям? Во-первых, общение сводится не только к вербальному, но и невербальному контакту. К ним относятся мимика, жесты, позы, тактильный контакт. Их важно учитывать при взаимодействии, так как уже в маленьком возрасте дети распознают этот язык общения.
Вот несколько советов.
1. Самая главная и одна из фундаментальных человеческих потребностей – потребность в любви, в нужности другому. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Не за то, что он умный, красивый, спокойный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых фразах:
– «Как хорошо, что ты у меня есть».
– «Как хорошо, что ты у нас родился».
– «Я рад(а) тебя видеть».
– «Ты мне нравишься…».
– «Мне хорошо, когда мы вместе…»
Даже если у вас не получается сказать эти слова, не стоит забывать о тактильном контакте. Обнимать ребенка нужно несколько раз в день. Четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочем, не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, что если вас обняли и сказали ласковое слово просто так, у вас сразу поднимается настроение и появляется энергия для свершений.
2. Не менее важна психологическая поддержка родителей. Это один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения с ребенком, повысить или укрепить его самооценку. При недостатке или отсутствии соответствующей поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Для того чтобы выразить поддержку, необходимо:
– опираться на сильные стороны ребенка;
– избегать подчеркивания его промахов;
– показать, что вы довольны поведением ребенком;
– помогать разбивать большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;
– вносить юмор во взаимоотношения с ребенком;
– позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;– демонстрировать оптимизм;
– избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Поддержать можно посредством:
– отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед»);
– высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «это действительно прогресс», «я рад(а), твоей помощи», «спасибо», «хорошо, я благодарю тебя», «я рад(а), что ты в этом участвовал», «я рад(а), что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал», «зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо»);
– прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его);
– совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним).
3. Что не следует говорить ребенку:
– «Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить».
– «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь…, не начнешь…».
– «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше».
– «Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам(а) это сделаю».
– «Делай, как сказано, иначе…».
– «А я предупреждал(а)!!».
– «Чего от тебя ждать?».
– «Из тебя ничего не получится».
– «Я сам(а) знаю, что тебе нужно».
– «Ты еще мал, чтобы делать то, что хочется».
– «Я в твои годы…».
– «Ты всегда (или то же самое – ты никогда)…»
В некоторых из этих фраз ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить) только «если ...». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. И поэтому следует избегать таких фраз. Другие же фразы буквально унижают ребенка как личность. Подавляют мотивацию, а иногда и волю.
Не менее важным является проявление ваших собственных чувств и эмоций. Не скрывайте свои слабости, ошибки и неудачи. Многие родители заблуждаются, считая, что должны показывать идеальный пример своему ребенку. Не стоит этого делать, иначе ребенок не научится сочувствию, соучастию. Не научится на вашем примере преодолевать жизненные трудности.
Также не стоит скрывать негативные эмоции по отношению к ребенку, когда вы сердитесь. Однако свое стоит выражать недовольство не ребенком в целом, а его отдельными действиями. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
Вот несколько нехитрых советов, которые помогут скорректировать отношения в соответствии с укладом вашей семьи и индивидуальными особенностями ребенка.